Историческая справка

История

Уже в древнейшей редакции Русской Правды – Краткой Правде упоминаются такие участники судебного производства, как ябетник и мечник. Существует мнение, что именно мечнику отводилась роль судебного исполнителя. Именно он занимался исполнением денежных взысканий, поскольку денежный штраф являлся основным видом наказания. Кроме мечника, упоминается в Русской Правде метельник или позовник (данный термин также встречается в Псковской судной грамоте). Данное лицо осуществляло вызов в суд. Также вызов в суд после подачи жалобы истцом производился и другими чинами вспомогательных судебных органов – мечниками, отроками, рядовичами.
Следует заметить, что помимо производства взысканий и сбора судебных пошлин мечникам, метельникам, рядовичам, детским и отрокам приходилось участвовать в испытании железом, при поимке беглых крестьян, а также обеспечивать явку в суд истцов и ответчиков, вызывать свидетелей, обеспечивать безопасность судей и охранять общественный порядок при рассмотрении дел.
В XII веке в период раздробленности Древнерусского государства нормы Русской правды дополняются многочисленными положениями межкняжеских соглашений, торговых договоров. Именно в этих договорах и соглашениях впервые упоминаются приставы. В проекте договорной грамоты Новгорода с Любеком и Готским берегом о торговле и суде, который датируется 1269 годом можно прочитать: «А задолжает новгородец на Готском берегу, то в погреб его не сажать; также не делать этого и в Новгороде и немцем или готом, ни бирича к ним не посылать, ни за одежду их не хватать, а каждую сторону требует пристав тысяцкого».
Очень важные сведения о приставах содержатся в двух памятниках русского феодального права периода раздробленности - Новгородской и Псковской судных грамотах. В Новгородской судной грамоте наряду с дьяками и писцами упоминаются приставы, позовники, межники, подвойские и другие исполнители, выполнявшие различные функции в судебной системе. Обязательными участниками судебного процесса были два пристава, представлявшие интересы сторон. Также приставы выполняли функции посредников, миривших тяжущиеся стороны в суде новгородского посадника.
Характерно, что вызов ответчика в суд производился уже самим судом посредством позовника, судебная повестка («позовница») вручалась ответчику по месту его нахождения.
Процесс становления общерусского права, интенсивно протекавший на протяжении второй половины XV в., обрел зримые очертания с появлением нового общегосударственного сборника законов - Судебника 1497 г. («Судебник Ивана Великого»).
В Судебнике неоднократно упоминаются особые судебные исполнители - недельщики, изложены их права и обязанности. Недельщик - должностное лицо, в обязанность которого входили вызов в суд сторон, арест и пытка обвиняемых и передача в суд дел о воровстве, организация судебного поединка и исполнение решения суда. В первом Судебнике институт приставов продолжает носить еще частный характер. Это проявляется в том, что приставы ездили за ответчиками и на поруки отдавали их сами, или посылали своих племянников или зависимых людей, но отправлять посторонних людей им запрещалось.
Новым звеном специального аппарата судебных приставов стал Заговор. Так называлось товарищество недельщиков, состоявшее в круговой поруке и записанное в книгу у дьяков, сидевших в приказах. Недельщики могли отправлять свою должность, только состоя в Заговоре.
В XVI в. к обязанностям судебных приставов прибавилось и взыскание налогов и сборов с населения.
В 1649 году появляется Соборное уложение, которое в немалой степени определило правовую систему Российского государства на многие десятилетия, вплоть до 19 века. Главы с Х по XV включали в себя статьи, посвященные судоустройству и судопроизводству. Они подробно регламентировали деятельность судебных приставов. Закреплялся институт поручительства для недельщика, ответственность за недобросовестное исполнение служебных обязанностей, оплата «хоженого» и «езды». По Судебнику главной обязанностью недельщика была организация «поля» (судебного поединка).
Во второй половине XVII в. были приняты новые законодательные акты, регламентирующие судебно-исполнительное производство. Царским указом от 20 октября 1653 г. завершился длительный период отдачи ответчиков за пристава. Указ установил: «впредь татей и разбойников за пристава не отдавать, а держать их до указу в тюрьме». С 1 марта 1658 г. вместо сбора с колодников приставам стали давать государственное жалованье из судного приказа.
11 ноября 1685 г. были учреждены судные статьи «О порядке судопроизводства и о взыскании проестей и волокит».

Следующим знаковым зобытием стало образование 12 декабря 1717 г. юстиц-коллегии, являвшейся центральным государственным учреждением, ведавшим судебной частью, на нее также возлагались задачи по организации местных судебных учреждений, назначение на судебные должности, надзор за судами.
В конце XVII - начале XVIII в. судебные приставы перестают существовать как вспомогательный институт судебной и административной власти в России. Их полномочия были переданы мелким судебным чинам, полицейским и другим государственным служащим.
С 1782 г. урядники (приставы) стали основой местной полиции. Они были включены в охрану общественного порядка и соблюдения законодательства в широком смысле слова. В 1786 г. произошло разделение на полицейских приставов (исполняющих решения судов) и становых приставов (охранников).
В 1802 г. было создано восемь министерств, в том числе юстиции и внутренних дел. Согласно манифесту, министерству юстиции поручалось участие «при издании сочиняемого уложения законов», а министерству внутренних дел, кроме поддержания порядка в стране, обязанности по управлению государственной промышленностью (кроме горной) и строительством.
Полицейские приставы стали подчиняться Министерству полиции, а становые приставы были переданы Министерству юстиции.
1 января 1835 г. Был введен в действие Свод законов Российской Империи. В нем исполнительное производство (том 10, часть 2, глава 7) было возложено на общую полицию - квартальных и становых приставов, во главе которых стояли управы благочиния, или на суд, в случаях установленных законом.
В середине XIX в. слово «пристав» утратило свою принадлежность к судоустройству. В.И. Даль обозначил словом «пристав» полицейское должностное лицо и (в устаревшем для первой половины XIX в. смысле) должность, связанную с судом. Но вскоре этому слову было суждено вновь вернуть свой изначальный смысл.
В Манифесте о вступлении на престол императора Александра II была выражена воля государя, чтобы «правда и милость царствовали в судах». Назревшие преобразования заключались в полном отделении судебной власти от исполнительной и законодательной, так как некоторые категории гражданских и уголовных дел были по-прежнему всецело предоставлены непосредственному ведению административной власти.

Дальнейшее развитие гражданское процессуальное право получило в Уставе гражданского судопроизводства, принятом в ходе судебной реформы и вступившем в силу 20 ноября 1864 г. Устав учредил особое сословие судебных приставов, находящихся всецело в судебной системе. Степень юридического регулирования деятельности судебных приставов была возведена до уровня современных представлений о качестве правового обеспечения исполнения решений судов.
Судебные приставы состояли при кассационных департаментах Сената, при судебных палатах и при окружных судах для исполнения действий, возлагаемых на них уставами уголовного и гражданского судопроизводства, а также при мировых судьях и их съездах.
Функциями судебных приставов, кроме исполнения решения суда, были охрана порядка в зале судебного заседания, доставка и вручение судебной повестки, выполнение поручений председателя суда. Судебный пристав выполнял распоряжения о задержании под стражу лиц, нарушающих порядок в ходе судебного заседания, только по письменному приказу председательствующего.
Судебные приставы по своему правовому статусу не являлись государственными служащими, а проходили по разряду службы гражданской, т.к. упомянуты в 9 разделе «О лицах, состоящих при судебных местах» вместе с присяжными поверенными (адвокатами) и нотариусами. В таком виде институт судебных приставов просуществовал до 1917 года.

По Декрету о суде №1 от 22 ноября 1917 г. Совета Народных Комиссаров одновременно с роспуском судебных учреждений и иных государственных органов перестала существовать и система обеспечения исполнения судебных актов. Проект декрета был подготовлен большевиками П.И. Стучкой и первым наркомом юстиции РСФСР Г.И. Оппоковым, этот документ в соответствии с теоретическими воззрениями В.И. Ленина предусматривал полную ликвидацию органов буржуазной юстиции. Исключения допускались только для системы мировых судей, деятельность которых все же приостанавливалась.
Декрет ВЦИК от 27 октября 1920 г. «Положение о народном суде РСФСР» в статье 82 устанавливал, что приговоры приводятся в исполнение органами милиции, а решения и всякие денежные взыскания - судебными исполнителями или органами милиции.
Судебным исполнителем мог быть любой гражданин, пользующийся избирательными правами, если он прослужил в течение одного года на какой-либо из должностей в органе советской юстиции или выдержал соответствующее испытание при губернском суде.
28 сентября 1939 г. Народным комиссариатом юстиции была принята инструкция «О порядке исполнения судебных решений», которая упорядочила и регламентировала как общие вопросы исполнения судебных решений, так и многие конкретные вопросы, в частности, порядок приема исполнительных документов, сроки исполнения, порядок взыскания издержек.
Данной инструкцией был окончательно сформирован механизм исполнения судебных решений, существовавший в 1930-1940-е гг.
В декабре 1961 г. были приняты Основы гражданского законодательства СССР и Основы гражданского судопроизводства СССР и союзных республик, а в 1964 году - новый Гражданский кодекс.
Судебный исполнитель являлся должностным лицом суда, осуществляющим исполнение судебных решений и актов других органов. Он выступал в качестве обязательного участника исполнительного производства. Судебные исполнители назначались и освобождались от должности начальниками отделов юстиции исполнительных комитетов областных, краевых, городских Советов народных депутатов, министрами юстиции автономных республик.
Приказом Министра юстиции СССР Б.В. Кравцова от 15 ноября 1985 г. № 22 была утверждена Инструкция об исполнительном производстве в связи с изменением действовавшего уголовного и гражданского законодательства и в целях совершенствования работы судов по исполнению судебных решений.
Данная инструкция действовала до вступления с 1 января 1998 г. в законную силу Федеральных законов «О судебных приставах» и «Об исполнительном производстве».
Распад СССР в 1991 г., а также продолжавшийся демонтаж советской политической и экономической системы с последующим изменением политического и государственного устройства России стали основанием для упразднения института судебных исполнителей в 1997 г.

Окончательно решение законодателя о разделении полномочий судебной и исполнительной власти в сфере принудительного исполнения нашло свое практическое воплощение в федеральных законах «О судебных приставах» и «Об исполнительном производстве». Был создан новый орган принудительного исполнения - Служба судебных приставов Министерства юстиции Российской Федерации, который получил самостоятельную, очерченную законом организационную структуру с централизованной системой управления и формами контроля каждым вышестоящим звеном за организацией работы подчиненных ему подразделений.
В 2000-2001 гг. Служба судебных приставов приступила к очередному этапу своего развития - началось взыскание задолженностей в бюджеты всех уровней по постановлениям налоговых и иных уполномоченных органов. Служба стала одним из государственных органов, пополняющих бюджет государства.
С 1 июля 2002 г. в соответствии со ст.ст. 40 и 151 УПК РФ Главный судебный пристав Российской Федерации, главные судебные приставы субъектов Российской Федерации, их заместители и старшие судебные приставы отнесены к органам дознания, и на них возложены функции по расследованию преступлений по пяти составам главы 31 «Преступления против правосудия» УК Российской Федерации.
С середины 2002 г. до конца 2004 г., в связи с новыми полномочиями, предоставленными законодателем судебным приставам, протекал третий этап развития Службы.

В результате административной реформы, проведенной в соответствии с Указами Президента Российской Федерации от 09.03.2004 № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» и от 13.10.2004 № 1316 «Вопросы службы судебных приставов», Департамент судебных приставов в структуре Минюста России упразднили, и была создана Федеральная служба судебных приставов (ФССП России). Эти законы кардинальным образом изменили систему исполнительного производства в России и явились законодательной основой для организации самостоятельного института судебных приставов.
Основными задачами ФССП России являются обеспечение установленного порядка деятельности судов общей юрисдикции и арбитражных судов, организация принудительного исполнения судебных актов, а также актов других органов.
 В последние годы Федеральная служба судебных приставов активно развивается. Увеличилась штатная численность, совершенствуется законодательство, регламентирующее деятельность судебных приставов. Все это позитивно сказывается на эффективности работы Службы.

 

Время создания/изменения документа: 27 октября 2015 07:58 / 14 сентября 2016 14:35

Версия для печати